Вход

04-02

код для вставки
200-летие Бородинской битвы
"Бессмертен тот, Отечество кто спас"
"Карельский мост"
расширяет географию
Светогорский клуб краеведов продолжает поездки по историческим местам. В прошлую пятницу группа выехала на празднование двухсотлетнего юбилея Бородинского сражения. Путь неблизкий, до Можайского района Московской области. И на протяжении этого пути нам встречались памятники старины, проехать мимо которых и не посмотреть было бы грешно.
Первой жемчужиной России, где мы задержались на час, стал Господин Великий Новгород. Экскурсия по старому Кремлю произвела неизгладимое впечатление! Мы не поленились обойти часть крепостной стены, окруженной рвом, посмотреть старые ворота. Сколько помнит эта древняя крепость! Нашествия врагов, собрания новгородцев на вече и простых горожан, которые жили здесь, строили жилье, растили хлеб, воспитывали детей, торговали, добывали пушного зверя, воск, дикий мед. Может быть когда-то, давным-давно по этим булыжным улочкам ходили и мои предки? Древность завораживает, притягивает, рождает особое чувство в душе. Мы побродили по территории Детинца, зашли в музей, поднялись на крепостные стены. И, загруженные под завязку впечатлениями, продолжили свой путь.
Удивляли и смешили некоторые названия населенных пунктов - Выдропушск, Вины, Большое Опочивалово. Вдоль дороги мимо окон автобуса проплывали живописные старые храмы, реки и речушки, убогие деревеньки.
Заночевать решили неподалеку от Валдая. И, коли уж мы там оказались, не могли не заехать в Иверский монастырь. В глубине души тлела надежда, что монахи дадут приют усталым путникам, но... Не могу сказать, что встретили нас неприветливо. Нас никто не встретил вообще. В обители царила мертвая тишина. Правда, в километре от монастыря навстречу автобусу шагал один представитель подклобучной братии. Очень колоритный тип - крест на всю грудь, ветер развевает седую бороду и широкие полы черной рясы.
Мы побродили окрест, полюбовались куполами Успенского собора (одна из самых больших построек России семнадцатого века), монументальной аркой входа, величественной архитектурой монастыря. За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В тридцатые годы здесь располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников ВОВ, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. После развала страны советов монастырь вновь обрел свой исконный статус.
Красоты мы обозрели с удовольствием, но ветер между тем все крепчал, дождь усиливался, ненастье разыгралось нешуточное. Пока мы ставили палатки и разводили костер, стремительно стемнело. Трапезничать пришлось при свете фонариков. И, поскольку дров была острая нехватка, да и вода в котелках никак не желала закипать, горячего чая дождались далеко не все. Едва забрезжил серенький рассвет, мы тронулись в дальнейший путь. По дороге погода, разгулялась, и в конечный пункт нашего путешествия мы прибыли согревшиеся и приободренные.
Двухсотлетие сражения было именно восьмого сентября, но реконструкция боя состоялась неделей раньше. А в эту субботу приезжал Патриарх Кирилл. Он отслужил торжественный молебен у памятника героям Отечественной войны 1812-го года. Народу в Бородино было видимо-невидимо, экскурсионные автобусы стояли впритирку.
Мы поднялись по историческому полю на холм к памятнику. Несмотря на множество народа, громких голосов не было слышно. Энергетика этого места рождает целый букет чувств - гордость за воинов, прославивших русское оружие, почтение к великому подвигу наших предков, и, не побоюсь громких слов, священный трепет. Вся Европа сдавала без боя города, выносила Бонопарту ключи с поклонами, а вот мы, сплотившись воедино, дали пинка Наполеону.
На поле сохранился знаменитый редут Раевского. А рядом окопы и ДЗОТ времен Великой Отечественной Войны. На восточной стороне памятника расположена могила Петра Ивановича Багратиона, погибшего при Бородинском сражении. Я, к стыду своему, не знала, что он похоронен здесь. Считала, что просто установлен обелиск на месте его гибели. Оказывается, прах полководца был перенесен на Бородинское поле в 1839-ом году по инициативе Дениса Давыдова. В торжественной церемонии приняли участие многие видные государственные и военные деятели, включая императора Николая. А уж как стыдно и обидно мне стало, когда я узнала дальнейшую историю. В 1932-ом году был уничтожен монумент на батарее Раевского, разрушена могила Багратиона, а его останки выкинуты. Это уже не просто вандализм, это кощунство! Осквернить могилу великого человека на священной земле Бородинского поля могли только темные безграмотные выродки. В 1985-87-ом годах памятник был восстановлен, среди мусора обнаружены фрагменты останков, которые были перезахоронены 18-го августа 1987-го года накануне празднования 175-летия Бородинского сражения. Пуговицы и фрагменты мундира полководца стали экспонатами военно-исторического музея-заповедника. Посещение музея вызвало очередной прилив патриотических чувств и гордости за то, что мы россияне. Среди экспонатов письменные принадлежности Михаила Илларионовича Кутузова, бронзовые часы из ставки, множество картин, костюмы разных полков - гусар, улан, егерей, казаков. Пушка времен Бородина, которую мне никак не удавалось сфотографировать, так как народ там прямо-таки роился, не отходя.
После музея наша группа взяла курс на Спасо-Бородинский женский монастырь. На территории монастыря спокойно и благостно. Возле монастырского пруда проходила церковная служба, туристы чинно гуляли по храму и внутреннему двору, покупали сувениры в лавке. Лавка, к слову сказать, расположена неподалеку от выхода, и торговля не нарушает молебнов и не отвлекает верующих от молитв.
Отдав должное прелестям архитектуры, внутреннего убранства и грамотному устройству монастыря, мы вышли за ворота и стали думу думать - где ночевать. Придумать, ясное дело смогли только одно - "наша крыша небо голубое". Оно, к счастью было голубым еще некоторое время. На этот раз мы сварили-таки картошку с тушенкой, заварили чай и сели ужинать при естественном освещении. В чудесном настроении расположились вокруг импровизированного стола, с аппетитом уминали, что Бог послал, делились впечатлениями, пели песни. Вечер перестал быть томным после того, как небо опять заволокло тучами, и стал сеять дождик. Мы уговорили водителя выехать пораньше и в три часа ночи двинулись в обратный путь. Дорога домой была бы скорой, если бы не пробка в Ленинградской области, в которой мы проторчали четыре часа. Впору было съезжать с обочины и вновь ставить палатки.
В Светогорск мы прибыли в час ночи. Наша компания разношерстная и разновозрастная (от десяти до пятидесяти восьми лет) единым дружным фронтом противостояла и непогоде, невозможности отдохнуть с комфортом, и утомительной дороге. Зато будет что вспомнить! Давненько, признаюсь честно, не ощущала я такого драйва.
Группа выражает благодарность ЗАО "КБР Ист", лично генеральному директору Джорджу Брейди, Екатерине Румянцевой, председателю профкома Ольге Тарасовой за финансовую помощь. Отдельное спасибо водителю Алексею, который хоть и не пускал нас спать в автобус, но мужественно преодолел дорогу к дому, помотавшую нам нервы.