close

Вход

Забыли?

вход по аккаунту

?

пользователь

Владимир Николаевич

Москва1946-05-02

42 документа

имя документа / категорияописаниезагруженпросмотров
Управление ориентацией космических аппаратов , обзор 2011 03 30
Управление ориентацией космических ап...Техническая литератураКосмонавтика

Автор: Мельников Владимир Николаевич, закончил в 1970 г. ленинградский механический институт (Балтийский государственный технический университет "Военмех"), автор более 60 изобретений. Целью предлагаемого обзора является анализ и разработка алгоритмов управления преимущественно геостационарным КА, обеспечивающих поддержание трехосной ориентации в орбитальной системе координат (ОСК) при неполном векторе измерений. Такое построение управления позволяет парировать нештатные ситуации (НШС) при отказе двух или более каналов четырехкомпонентного измерителя вектора угловой скорости (ГИВУС). 

11 апреля 2011
6 591
На честном слове и одном   крыле-авария шатла ''Columbia''
На честном слове и одном крыле-авар...Техническая литератураКосмонавтика

Замечанные опечатки: -стр.8,строка 10 снизу зачерккнуть предлог "с" во фразе "Произошедшая с катастрофа..." Описание приведено по адресу http://www.docme.ru/doc/82792 .Книга загружена на сайт Docme после исправления программы конвертации. "…На честном слове и на одном крыле.." Аналитический обзор: Катастрофа "Columbia" (C)Мельников В.Н., 2003 г.,г.Москва. Книгу в формате pdf можно также скачать на сайтах по адресам: http://padabum.com/d.php?id=42057 http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4418114 http://www.twirpx.com/file/832843/ / Неудача российского проекта "Фобос-Грунт" уже история, из которой делаются выводы, разрабатываются "мероприятия", чтобы не повторять сделанные ошибки. С большой уверенностью можно заключить, что снижение квалификации, кадровое вымывание специалистов - постперестроечных проектантов-создателей КА и РН - одна из главных причин последних неудач . Потеря КА1 "Ямал-100", не предотвратила потерю "Фобоса". Точно также "перелив" при заправке РБ ДМ не предотвратил аварию РН с "Прогрессом"... Результаты работы комиссий по исследованию причин неудач являются строго конфиденциальными. Одна из причин - "Страхование"... " Снижение квалификации персонала, безалаберность" не страхуется и, к сожалению, пока отсутствуют тенденции радикального улучшения состояния дел в промышленности ... Подробные отчеты с выявленными реальными причинами нештатной работы космической техники хранятся в ведомственных недрах и "опыт ошибок трудных" не доводится до разработчиков с других фирм. К примеру, вряд ли анализ потери КА1 "Ямал-100" был доступен "лавочкинцам", "хруничевцам" и др., точно также для специалистов "Энергии" останутся неизвестными истинные причины неудачи с "Фобосом")... Возможно, идеальным было бы, наличие КА типа "Буран" для оперативного спасения "Фобоса" на орбите... Опыт "Шатла" и "Союза" подтвердили, что они не подменяют, а дополняют друг друга. Отсюда, необходимость создания "бураноподобного" корабля, изменение подходов при проектировании беспилотных КА с точки зрения ремонтоспособности на орбите.. Как решить эти и др. проблемы покажет время... Все же лучше учиться на чужих ошибках! Первая часть аналитического обзора: "На честном слове и одном крыле. Катастрофа Columbia" содержит обзор источников информации по катастрофе Columbia. Вторая часть – аналитические материалы по проблемам российской космонавтики в связи с последствиями этой катастрофы и рекомендации: • сотрудничество с ОАО ИСС (http://iss-reshetnev.ru) - создание КА связи по единой технологии (раздел 8.2); • создание интегрированной аэростатной системы связи (возможно, транспорта и т.п.) для ГАЗПРОМА и других потребителей (раздел 8.4, приложение В); • улучшение менеджмента (раздел 8.5). На встрече выпускников по случаю 70-летия С Петербургского "Военмеха" в беседе со своими бывшими коллегами по работе в ОАО ИСС ( (зам главного конструктора А.Ромашко и др.) неоднократно высказывалось сожаление о прекращении начатого при С.П. Королеве практического сотрудничества ОАО ИСС и РКК "Энергия", по объединению усилий в области создания спутников связи, совместного выхода на рынок услуг в качестве операторов связи. После предварительной технико-экономической проработки такого сотрудничества (с обоснованием конкретного экономического выигрыша каждой из сторон) было бы целесообразно организовать консультативное совещание специалистов ОАО ИСС- НПО ПМ и РКК "Энергия". К аэростатным системам большой интерес проявляют ведущие зарубежные фирмы Локхид-Мартин, Боинг и др. На рынке аэростатных систем было бы целесообразно совместно с ОАО "ГАЗКОМ" и др. провести НИР по технической возможности создания автономной аэростатной системы связи с выпуском технической записки и последующего поиска инвесторов отечественных и зарубежных. С момента создания вышеупомянутого обзора прошло почти 10 лет. Многие выводы, рекомендации в обзоре, возможно, устарели, но, на взгляд автора, срез событий того времени позволяет по другому взглянуть на современные тенденции развития российской космонавтики и , поэтому, актуальны и сегодня. Автор обзора: Мельников В.Н. E-mail: v4719374@mail.ru РКК "Энергия", Союз, Прогресс, Мельников Владимир Николаевич, атл, Ямал, Катастрофа, Колумбия, Аэростат, "Военмех", авария, НШС, columbia, нештатная ситуация, НПО ПМ, ОАО ИСС, Фобос грунт, Роскосмос Тэги: шатл, РКК "Энергия", Ямал, Катастрофа, Колумбия, Аэростат, "Военмех", прогресс, Союз, Мельников Владимир Николаевич  

01 марта 2014
1 824
АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГЕОСТАЦИОНАРНЫМ  КОСМИЧЕСКИМ  АППАРАТОМ   С НЕПОЛНЫМ ВЕКТОРОМ ИЗМЕРЕНИЙ, НАПРИМЕР, БЕЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ   ИНФОРМАЦИИ   ОБ   УГЛОВЫХ   СКОРОСТЯХ
АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГЕОСТАЦИОНАРНЫМ ...Техническая литератураКосмонавтика

На стр.8 в формуле (В3) следует читать: r сверху с волной = интеграл от 0 до t (dr сверху с волной /dt)dt На стр.14 в 11 строке сверху следует читать p с "волной" вместо р с "крышкой". В данной работе приведено описание алгоритмов управления системы управления угловым движением (СУД) космического аппарата (КА) на геостационарной орбите (ГСО). Приводятся результаты численного моделирования с использованием разработанных алгоритмов, делается вывод о полном подтверждении работоспособности разработанных алгоритмов. Предлагаемое построение СУД позволяет повысить надежность функционирования КА связи на ГСО за счет обеспечения выполнения следующих задач управления: * трехосная ориентация КА относительно орбитальной системы координат (ОСК) без использования измерительной информации с гироскопического измерителя вектора угловой скорости (ГИВУС) при наличии угловых измерений по каналам крена, тангажа * трехосная ориентация КА относительно ОСК без ограничений на величину смещения кинетического момента маховиков при наличии угловых измерений по каналам крена, тангажа, рыскания с дискретностью обновления угловой информации до 10…12 с * трехосная ориентации КА относительно ОСК с одновременным проведением коррекции орбиты с использованием тяговых модулей (ТМ) * трехосная ориентация КА относительно ОСК без ограничений на величину смещения кинетического момента маховиков при наличии угловых измерений по каналам крена, тангажа и угловых скоростей с дискретностью обновления угловой информации до 10…12 с * трехосная ориентация КА относительно ОСК без ограничений на величину смещения кинетического момента маховиков при наличии информации только от одного прибора ИКВ 256К (один канал измерения в плоскости сканирования мгновенного поля зрения ИКВ)и измерительной информации об угловых скоростях КА. Разработанные алгоритмы управления позволяют выполнить требования к КА связи типа «Экспресс-М», «Ямал-100 400», «КазСат» и др.  

31 мая 2011
1 299

Ссылки на статью в Internet: http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/mironin_2.htm http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=184&Itemid=35 http://www.contrtv.ru/common/2299/ Автор:В.Н. Мельников. Статья опубликована в журнале "Патентная информация" No 5 в 1995 г. В статье излагаются предложения по стимулированию научно-технического прогресса (НТП), инновационной деятельности (ИД), инвестиций, защите промышленной и интеллектуальной собственности, развитию правовой культуры с использованием механизмов налогового законодательства. По мнению автора,предложения по СТИМУЛИРОВАНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ остаются актуальными и в настоящее время в связи с курсом, объявленным Президентом РФ на инновационное развитие экономики России.  

10 апреля 2011
1 081
Об обратном эффекте Магнуса
Об обратном эффекте МагнусаТехническая литератураФизика

Мельников В.Н. (С) Об обратном эффекте Магнуса Эффект Магнуса заключается в том, что на тело, двигающееся поступательно с линейной скоростью V в атмосфере (в сопротивляющейся среде) и одновременно вращающееся вокруг центра масс с угловой скоростью Ω, действует боковая сила, искривляющая траекторию движения этого тела ( http://www.docme.ru/docmanager.html?id=21199). В футболе удар, после которого закрученный мяч движется по дугообразной траектории, называют «сухой лист». Эффект Магнуса объясняется разностью давлений движущегося воздуха с одной и другой стороны мяча. Скорость движения потока атмосферного воздуха с одной стороны мяча складывается со скоростью от его вращения V2=V+Ω*r, а с другой стороны – вычитается V1=V Ω*r, где r радиус мяча. Из закона Бернули известно, что давление в потоке газа/жидкости обратно-пропорционально скорости движения этого газа/жидкости. Направление боковой силы на движущийся и вращающийся мяч определяется векторным произведением вектора угловой скорости мяча на вектор скорости поступательного движения этого мяча [Ω×V]. Обратный эффект Магнуса (условное название) заключается в том, что если тело A (см. рисунок), имеющее начальную нулевую скорость углового вращения Ω=0, принудительно двигать в атмосфере или иной сопротивляющейся среде по искривленной траектории, в частности, по окружности (эллиптической траектории и т.п.), то возникает момент сил, вызывающий изменение кинетического момента тела А (то есть, возникает вращение тела А с угловой скоростью Ω>0). На рисунке приведен пример принудительного движения тела A в атмосферной среде по окружности c радиусом R с угловой скоростью W. Модель движения, приведенная на рисунке, можно представить в виде закрепленного в одноосном кардановом подвесе тела А, ось карданова подвеса прикреплена к телу в точке А, рамка карданова подвеса прикреплена к штанге «АО», другой конец штанги закреплен на оси электродвигателя, с помощью которого штанга вращается вокруг точки О с угловой скоростью W. Из рисунка видно, что линейная скорость V2 точки 2 больше, чем линейная скорость V1 точки 1. Известно, что сила сопротивления (давления) движения в газе пропорциональна квадрату скорости (0,5*Сх*ρ*S*V^2), где Сх- коэффициент аэродинамического сопротивления (зависит от формы тела и др.), ρ плотность атмосферы, S- площадь миделя тела, V-скорость движения тела. Таким образом, на половинку тела А, принудительно движущегося по круговой траектории, со стороны точки 2 аэродинамическая сила атмосферного давления тела А будет больше, чем на другую половинку со стороны точки 1. Вследствие указанной разности давлений, на тело А действует момент от аэродинамических сил и тело начинает вращаться вокруг своего центра масс с угловой скоростью ΩА>0. Очевидно, что существует некоторое равновесное значение угловой скорости тела А, при котором «обратный эффект Магнуса» становится нулевым! Это значение определяется равенством V1=V2. При этом, V1=W*(R-r)+ΩA*r, V2= W*(R+r) ΩA*r. Следовательно, V1=V2 при W=ΩA . В данной заметке автор не ставит цель подробного анализа условно названного «обратного эффекта Магнуса». Можно предположить, что аналогичный эффект будет наблюдаться, например, при движении элементарных частиц в ускорителях, например, в синхрофазотроне/колайдере и т.п., а также при движении планет их спутников по эллиптическим траекториям вокруг Солнца или других астроисточников. Можно напомнить, что угловая скорость вращения Луны вокруг своего центра масс равна её орбитальной угловой скорости движения вокруг Земли. Справедливости ради, заметим, что Луна является не идеальным шаром и из-за того, что Луна имеет, скорее, «гантелеобразную» форму существенный вклад вносит гравитационная составляющая момента.  

04 июня 2012
786
Математическая модель инфракрасного построителя местной вертикали Земли кругового сканирования с автоматической автоподстройкой      угла      сканирования
Математическая модель инфракрасного п...Техническая литератураКосмонавтика

1. Разработана математическая модель формирования управляющих сигналов прибора инфракрасной вертикали (ИКВ)Земли кругового сканирования при неограниченных углах отклонения оси визирования датчика от ИК вертикали Земли. В модели прибора учтены логика работы блока автоподстройки угла сканирования, а также особенности формирования выходных сигналов при засветке Солнцем. 2. Проведено численное моделирование, получены выходные характеристики прибора при различных условиях эксплуатации прибора ИКВ. 3. Разработан алгоритм численного решения кинематических уравнений, с использованием углов ориентации Крылова с обходом точек вырождения типа деления на ноль. 4. Показано, что при заданном алгоритме обработки сигналов в приборе ИКВ при засветке Солнцем в выходных сигналах сохраняется правильная полярность измерения отклонения от ИК вертикали Земли. 5. Показано, что при заданном алгоритме обработке сигналов при засветке Солнцем появляется принципиальная возможность реализации дополнительной функции прибора ИКВ по измерению координат Солнца. 6. Выполнен анализ работы блока автоподстройки (БАП) угла сканирования прибора ИКВ, даны рекомендации позволяющие исключить нештатное функционирование прибора с учетом динамики космического аппарата (КА), подвижности элементов конструкции КА и самого прибора. Замеченные опечатки: на стр.10 строка перед рисунком - вместо "прена" следует читать "приведена"; на стр.40. 6-я строка снизу- вместо "матрицами вращения 333" следует читать "матрицами вращения 3*3" .  

26 августа 2013
651