close

Вход

Забыли?

вход по аккаунту

?

ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ СТАТЬИ

код для вставкиСкачать
ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ФАСОННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ
АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ МЕТОДОМ ТИКСОФОРМОВКИ.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.
УДК 62–403/–405:669 ББК 34.5
В.Г.Борисов, доктор технических наук*)
1. Суть и преимущества технологии.
Историческая справка.
Известно, что в процессе затвердевания любых металлических расплавов, в том числе
алюминиевых, образуется дендритная структура, что предопределяет низкие пластические
свойства отливок, ликвацию составляющих сплавов по сечению дендритов и отливок и, в
целом, низкие технологические и эксплуатационные свойства изделий. Проведение
технологических операций по повышению качества отливок и изделий (гомогенизация,
механическая обработка и т.д.) связано с увеличением производственных издержек.
В 70-ых годах прошлого столетия профессором Массачусетского Технологического
Института Мертоном Флемингсом и его учеником Д.Спенсером был разработан и
реализован метод получения слитков из алюминиевых сплавов с недендритной
структурой, известный как “rheocasting”[1], [2]. Суть метода заключается в том, что
расплав в процессе направленного затвердевания перемешивается механически.
Впоследствии профессор Иллинойского университета Д.Данциг предложил использовать
магнитогидродинамическое перемешивание в кристаллизаторе с использованием статора
*) В разработке проекта принимали участие:
Д.т.н., проф. А.А.Казаков, Санкт-Петербургский государственный технический
университет
Д.т.н., проф. С.Ю.Хрипченко, Институт механики сплошных сред УрО РАН
В.М.Рапопорт, СИНТАЛКО
И.К.Набиулин, СИНТАЛКО
А.А.Юдаков, СИНТАЛКО
К.т.н. С.С.Колесов, СИНТАЛКО
Доктор Дэниел Адени, Директор технологической службы фирмы ALUMAX
Консультанты:
Профессор Массачусетского технологического института Мертон С.Флемингс, CША
Профессор Иллинойского университета Джонатан Данциг, США
Профессор Авиньонского университета Шарль Вивс, Франция.
1
электродвигателя [3].
Растущие на фронте затвердевания дендриты смываются движущимся расплавом, и в
дальнейшем образуют суспензию (slurry), состоящую из глобулярных затвердевших зерен
и находящихся в жидком состоянии соединений, затвердевающих при более низкой
температуре, например, эвтектик. В результате достигается разный для различных типов и
составов сплавов (литейных эвтектических и деформируемых низколегированных)
эффект, обусловленный недендритной структурой сплава.
Применительно к сплавам эвтектического типа с широким интервалом затвердевания
(например, Al – 7%Si) недедритная структура называется тиксотропной, поскольку сплав
может быть отформован в полутвердом состоянии, при этом деформирование происходит
путём скольжения твёрдых компонентов структуры (глобулярные частицы твердого
раствора кремния в алюминии) по жидкой фазе (расплав эвтектики). Такой процесс
называется тиксоформовкой. Иногда, в зависимости от метода формовки, процесс
называют тиксолитьём, тиксоштамповкой, тиксопрессованием.
Структура доэвтектического алюминиево-кремниевого сплава, затвердевающего в
обычных условиях (рис.1), состоит из двух компонентов – дендритов -твердого раствора
кремния в алюминии (1.65% Si) и эвтектики алюминий-кремний с содержанием кремния
12%. При содержании кремния в сплаве 7% температура солидуса составляет 5770С,
температура ликвидуса – 6100С. Если нагреть сплав до температуры между ликвидусом и
100µm
а)
b)
Рис. 1. Структура сплава Al –7%Si -0.5%Mg.
а) дендритная структура, b) недендритная тиксотропная структура
2
солидусом, эвтектика будет жидкой, а дендриты твердого раствора – твердыми. В этом
состоянии сплав легко деформируется, однако разветвленные дендриты при этом
ломаются, возникают микротрещины, и получить качественное фасонное изделие
выдавливанием жидко-твердого сплава с дендритной структурой в пресс-форму
невозможно.
Морфологию
перемешивания
дендритов
затвердевающего
можно
расплава,
в
кардинально
частности,
изменить
в
за
процессе
счет
литья
цилиндрического слитка-заготовки.
В результате такого механизма затвердевания структура твердого сплава состоит из
частиц “вырожденных” дендритов (около 60% по объему), окруженных эвтектикой (около
40% по объему), рис.1,b).
При нагружении сплава с такой структурой, называемой тиксотропной, при температуре
между ликвидусом и солидусом происходит проскальзывание частиц твердого раствора
по жидкой эвтектике без разрушения частиц и образования несплошностей между
зернами твердого раствора и эвтектикой. В то же время, частицы твердого раствора
образуют своеобразный скелет или каркас, что позволяет сохранять форму заготовки для
выдавливания в пресс-форму в жидко-твердом состоянии при температуре формовки
(около 5950С). Выдавливание сплава в прессформу не требует больших усилий, поскольку
скольжение идет по жидкой фазе (тиксоформовка). В силу высокой вязкости сплава в
жидко-твердом
состоянии
в
процессе
заполнения
пресс-формы
не
происходит
захлопывания пузырей, заворотов оксидных плен и других нежелательных явлений,
свойственных практически всем известным способам литья фасонных изделий. Кроме
того, усадка исходного сплава минимальна, поскольку около 60% металла перед
формовкой была уже в твердом состоянии. Использование при минимальной усадке
полированных стальных стержней для формовки внутренних и соосных отверстий
исключает необходимость последующей механической обработки, что обеспечивает
высокое качество готовых изделий и относительно низкую их себестоимость.
3
Цилиндрический слиток из сплава Al-7%Si-0.5%Mg с тиксотропной структурой может
быть получен литьем в кристаллизатор с тепловой насадкой и магнитогидродинамическим
перемешиванием затвердевающего расплава на обычной литейной машине. Слиток
определенного диаметра разрезается на заготовки, объем которых соответствует объему
готового изделия. Заготовки нагреваются в индукционной печи до температуры 595 0С в
течение 25 –30 сек., переносятся в контейнер пресса, соединенный каналом с прессформой и выдавливаются в пресс-форму, рабочая полость которой соответствует форме и
размерам готового изделия. После формовки и отрезки прессостатка изделие подвергается
термической обработке по режиму Т6 (закалка на твердый раствор с последующим
искусственным старением). Качество изделий, полученных методом тиксоформовки,
определяется двумя факторами: качеством слитков-заготовок для тиксоформовки и
качеством, формируемым на стадии тиксоформовки изделий. Методом тиксоформовки
получают изделия широкой номенклатуры для автомобильной и других отраслей
промышленности. рис.2.
Рис.2. Детали автомобилей, полученные методом тиксоформовки.
Основным преимуществом технологии тиксоформовки является возможность получения
заготовок, близких по размерам к готовому изделию вплоть до исключения
необходимости механической обработки внутренних полостей большой протяженности
применением в оснастке полированных стальных стержней. Это существенно сокращает
производственные издержки и делает технологию конкурентоспособной.
Наибольший опыт производства, в основном, автокомпонентов методом тиксоформовки
был накоплен фирмой ALUMAX, США. На заводе Intalco этой фирмы в штате Washington
4
производились слитки из сплава А357 с тиксотропной структурой двух типоразмеров:
диаметром 72.5 мм на трехручьевой горизонтальной литейной машине и диаметром 152
мм.
Перемешивание
затвердевающего
в
графитовом
кристаллизаторе
расплава
производилось статорами электродвигателей фирмы Toshiba.
Слитки отгружались на заводы по производству готовых автодеталей методом
тиксоформовки, расположенные в Сент-Луисе (Миссисипи), Ланкастере (Пенсильвания),
Джексоне (Теннеси). Основным потребителем была фирма Крайслер. Объем поставок в
1997 году составил около 12 тыс. тонн. Слитки с завода Инталко отправлялись также на
фирму Тойота в Японию.
Технология тиксоформовки - относительно молодая технология, и её применение связано
с необходимостью решения многих проблем, имеющих значение как с точки зрения
экономической эффективности производства, так и качества готовых изделий.
В России разработки в области тиксоформовки были начаты в начале 90-х годов
прошлого века научно-исследовательской фирмой СИНТАЛКО, созданной на базе
Всероссийского алюминиево-магниевого института ВАМИ. В 1993 году компания
ALUMAX, США, в то время крупнейший производитель фасонных деталей методом
тиксоформовки, заказала фирме СИНТАЛКО-ВАМИ комплекс работ по решению
основных проблем технологии тиксоформовки, в частности:
1. Разработка аппаратурно-технологической схемы перемешивания затвердевающего
расплава в процессе литья слитка, обеспечивающей равномерное распределение кремния
по сечению слитка;
2. Исследование макроструктуры слитка-заготовки с тиксотропной структурой и поиск
оптимальной морфологии зерен твердого раствора кремния в алюминии и взаимодействия
зёрен твердого раствора в виде каркаса, обеспечивающего сохранение требуемой формы
заготовки в процессе нагрева и манипуляций загрузки заготовки в приемный контейнер
пресса;
5
3. Исследование причин образования
пор в слитках и разработка мероприятий по
снижению пористости заготовок для тиксоформовки.
По условиям контракта на выполнение работ их результаты не могли быть опубликованы
в течение определенного времени после окончания работ. Вместе с тем, некоторые
проблемы и результаты остаются актуальными в настоящее время, поэтому было принято
решение о целесообразности публикации результатов проведенных в рамках проекта
исследований и разработок.
1.
Разработка
аппаратурно-технологической
схемы
перемешивания
затвердевающего расплава в процессе литья слитка, обеспечивающей равномерное
распределение кремния по сечению слитка.
Фирмой ALUMAX для литья слитков с недендритной структурой использовалась
трёхручьевая горизонтальная машина непрерывного литья слитков диаметром 76 мм. В
качестве перемешивателей расплава в зоне затвердевания для получения тиксотропной
структуры использовались статоры электродвигателей, обеспечивавшие перемешивание в
одном
направлении
в
плоскости,
перпендикулярной
оси
слитка.
Серьёзной
технологической проблемой было неравномерное распределение кремния по сечению
слитка. Содержание кремния в осевой зоне было на 1.5 – 2.0% меньше, чем у поверхности,
что определяло соответствующую разницу в объёмном количестве легкоплавкой
эвтектики в центральной и приповерхностной зонах слитка. Повышенное количество
эвтектики в приповерхностной зоне приводило к тому, что при нагревании слитказаготовки до температуры тиксоформовки поверхность заготовки оплавлялась с
образованием
так
называемой
“слоновой
ноги”,
тогда
как
при
равномерном
распределении кремния по сечению слитка в полутвердом состоянии форма его
сохранялась за счет каркаса, образованного зернами твердого раствора кремния в
алюминии.
6
Исследование направлений потоков жидкости при перемешивании в цилиндрической
ёмкости, проведенное в Институте механики сплошных сред УрО РАН под руководством
проф. С.Ю.Хрипченко показало, что при перемешивании только в плоскости,
перпендикулярной оси цилиндрической емкости, всегда возникают два вихря в осевом
напрaвлении (Рис.3).
Рис. 4. Схема однонаправленного МГД перемешивателя.
1 – катушки индуктора, 2- затвердевающий слиток, 3 – система охлаждения, 4 – корпус.
Нижний вихрь тороидального вида обусловливает потоки расплава непосредственно над
фронтом кристаллизации, при этом затвердевающие частицы твердого раствора кремния в
алюминии
с
содержанием
кремния
1.65%
слипаются
и
остаются
вместе
с
располагающейся в межзеренном пространстве эвтектикой в осевой зоне слитка.
Легкоплавкая эвтектика с содержанием кремния 12% затвердевает в периферийной зоне
вместе с зернами твердого раствора, но их количество меньше, чем в осевой зоне. Таким
образом, содержание кремния в периферийной зоне слитка всегда ниже, чем в осевой зоне
(Рис.5). Повышение концентрации кремния в периферийных зонах слитка-заготовки
приводит к тому, что при нагреве под тиксоформинг до температуры 5950С эвтектика
оплавляется, стекает книзу, нижняя часть заготовки утолщается (“слоновая нога”), и
заготовка не может быть загружена в контейнер пресса.
7
Рис.5. Содержание кремния по сечению слитка сплава Al-7%Si-0.5%Mg (A357) диаметром
150 мм. при перемешивании расплава только в горизонтальном направлении.
Проблема изменения направления и интенсивности потоков затвердевающего расплава и,
соответственно, изменение содержания компонентов сплава по сечению слитка была
решена применением двунапрвленного МГД перемешивания расплава в кристаллизаторе.
В Институте механики сплошных сред УрО РАН на основе теоретических расчетов
направлений и интенсивности потоков металлических расплавов
под воздействием
магнитных полей был создан уникальный МГД индуктор с катушками, создающими при
вертикальном литье слитка вращающее поле в горизонтальном направлении и бегущее
магнитное поле в вертикальном направлении с возможностью независимого управления
напряженностью полей в обоих направлениях.
Бегущее магнитное поле позволило
осуществить регулирование интенсивности потоков расплава над фронтом затвердевания
за счет изменения напряженности бегущего поля в вертикальном направлении, подавить
“паразитные” центростремительные потоки и обеспечить практически равномерное
распределение компонентов сплава по сечению слитка (Рис.6). Слиток-заготовка для
тиксоформовки в полутвёрдом состоянии должна обладать определённой прочностью,
достаточной для её транспортировки от
8
Рис.6. Содержание кремния по сечению слитка сплава A357 диаметром 150 мм. при
перемешивании расплава в горизонтальном и вертикальном направлениях.
нагревательной печи к прессу. Поскольку прочность заготовки обеспечивается скелетом,
образованным “слипшимися” частицами твердого раствора, в приповерхностных зонах
целесообразно иметь пониженное содержание кремния, что также может быть
осуществлено регулированием магнитных полей, действующих в вертикальном и
горизонтальном направлениях (Рис.7).
Рис.7. Содержание кремния по сечению слитка сплава A357 диаметром
150 мм. с пониженным содержанием кремния в приповерхностной зоне.
9
Интенсивность перемешивания в горизонтальном направлении в большей степени
определяет величину и морфологию частиц твердого раствора, иначе говоря,
количественные
характеристики
структуры,
интенсивность
перемешивания
в
вертикальном направлении в большей степени влияет на характер распределения
компонентов структуры по сечению слитка.
На Рис.8 показана схема процесса литья слитка с тиксотропной структурой.
Рис.8. Схема процесса литья слитка с тиксотропной структурой.
Таким образом, проблема управления распределением компонентов структуры сплава
А357 по сечению слитка решена применением для перемешивания расплава в процессе
затвердевания МГД индуктора с двунаправленным перемешиванием [4], [5].
Разработки новых эффективных технологий и оборудования МГД воздействия на
формирование структуры металлических сплавов в Институте механики сплошных сред
под руководством д.т.н., проф. С.Ю.Хрипченко продолжаются.
10
1
2
3
4
Рис.9. Оборудование и процесс литья слитка
1. Печь емкостью 2 тонны по алюминию и
кристаллизатор с тепловой насадкой;
2. МГД перемешиватель ИМСС УрО РАН в
двух направлениях;
3. Литейная оснастка непрерывного литья
слитка диаметром 150 мм с тиксотропной
структурой;
4. Процесс литья слитка;
5. Слиток. Нижняя часть – без
перемешивания, верхняя часть – с
перемешиванием.
5
11
1
2
3
4
Рис.10. Схема перемешивателя :
1 - схема сердечника и катушек, генерирующих вращающееся магнитное поле;
2 - схема сердечника и катушек, генерирующих бегущее магнитное поле;
3 – индуктор без кожуха; 4 – вид индуктора в сборе.
2. Исследование макроструктуры слитка-заготовки с тиксотропной структурой.
Морфология зерен твердого раствора играет существенную роль в процессе формовки
изделий в жидко-твердом состоянии сплава. Скольжение твердых частиц при заполнении
формы происходит по жидкой фазе, и чем ближе форма твердых частиц к сферической,
тем меньше вероятность взаимодействия твердых частиц между собой с возможным
появлением дефектов в виде микротрещин. Морфология частиц твердого раствора
характеризуется так называемым фактором формы
F 
2
P
4   A
,
где A – площадь зерна α - твердого раствора, р – периметр зерна α - твердого раствора.
Чем ближе значение фактора формы к единице, тем ближе форма зерна к сферической.
Фактор формы используется при оценке приемлемости структуры слитка и заготовки
после нагрева перед тиксолитьем.
12
Форма и размер зерен твердого раствора определяются интенсивностью перемешивания
расплава в процессе затвердевания. Под интенсивностью перемешивания подразумевается
не только и не столько угловая скорость движения расплава, сколько, при определенной
скорости движения расплава относительно стенки тепловой насадки, разница в скорости
движения соседних слоев перемешиваемого расплава, которая и определяет форму и
размер зерна. Чем ниже интенсивность перемешивания, тем выше значение фактора
формы зерна и больше размер зерна твердого раствора.
Степень сдвига соседних слоев расплава при перемешивании определяется при заданной
скорости движения расплава относительно стенки тепловой насадки толщиной
перемешиваемого слоя расплава, или радиусом тепловой насадки, в которой происходит
перемешивание. В осевой зоне насадки разница в скорости движения соседних слоев
минимальна, что приводит к увеличению размеров зерен в осевой зоне слитка.
С целью увеличения степени сдвига в объеме перемешиваемого расплава разработана
технология литья с использованием вставки в тепловую насадку в форме усеченного
конуса, изготовленной из огнеупорного материала (рис.11).
Позиционирование вставки
производится относительно кристаллизатора и
перемешиватель
Вставка
Слиток
Вода
Рис.11. Схема МГД литья слитка с
использованием вставки.
13
перемешивателя.
Разработана конструкция тонкостенного кристаллизатора из алюминиевого сплава для
литья слитков диаметром 152 мм с МГД перемешиванием затвердевающего расплава,
которая
обеспечивает
минимальную
толщину
магнитопроводящего
корпуса
кристаллизатора, располагающегося внутри перемешивателя, и минимальное влияние
кристаллизатора на напряженность магнитных полей в зоне затвердевания расплава
(Рис.12).
Рис.12. Кристаллизатор
Применение вставки в конструкции оснастки вертикального литья слитков позволяет
получить однородную структуру и обеспечить среднее значение фактора формы 2.0 – 2.5
при равномерном распределении компонентов сплава по сечению слитка.
3.
Разработка
методологии
аппаратурно-технологического
исследования
тиксотропных
компьютерного
структур
комплекса
и
алюминиево-кремниевых
сплавов
Важным фактором с точки зрения технологических свойств заготовки в полутвердом
состоянии и процесса тиксоформовки является изменение морфологии частиц твердого
14
раствора при нагреве под тиксоформовку и характер их взаимодействия в полутвердом
состоянии перед и в процессе тиксоформовки [6], [7].
Под руководством проф. А.А.Казакова разработана методика и компьютерная программа
количественного анализа структуры сплава А357 на стадиях литья и нагрева до
температуры тиксоформовки. В исследовании взаимодействия зерен твердого раствора
применена методика послойного (через 10 микрон) анализа структуры, что дало
возможность установления истинной формы и взаимодействия зерен в 3D изображении.
На рисунках 12, 13 и 14 показаны соответственно послойно снятая структура слитка,
заготовки после нагрева под тиксоформовку и 3D изображение скелета, образуемого
зернами твердого раствора. Послойный анализ позволил выявить взаиморасположение
зёрен твёрдого раствора и структуру скелета (конгломерата) зерен. Стрелками показаны
переходы изображений одного и того же зерны в соседних срезах. Компьютерный
количественный анализ структуры с определением фактора формы и взаиморасположения
зерен позволил определить наиболее приемлемые характеристики технологии и
использовать новые дополнительные возможности повышения качества готовых изделий,
получаемых методом тиксоформовки.
Анализ структуры слитка-заготовки до и после нагрева под тиксоформовку показал, что в
процессе нагрева и до операции тиксоформовки морфология зёрен твердого раствора
изменяется с уменьшением значения фактора формы в сторону сфероидизации.
На основе опыта разработки системы компьютерного анализа тиксотропных структур в
Санкт-Петербургском Государственном Технологическом Университете профессором
А.А.Казаковым и сотрудниками создана мощная универсальная система ТИКСОМЕТ ®,
позволяющая не только проводить количественный анализ структур различных сплавов,
но и, в случае дефекта структуры, определять технологическую операцию, на которой
появился дефект, и устранить проблему.
15
1
2
3
4
Масштаб
100µm
5
6
7
Рис.13. Послойная структура слитка из сплава А357.
1
2
3
4
5
6
7
8
Масштаб 100µm
9
10
11
Рис.14. Послойная структура заготовки из сплава А357 после нагрева до 5950С.
16
Рис.15. Каркас,
образованный зёрнами
твердого раствора
4. Исследование причин образования пор в слитках и разработка мероприятий по
снижению пористости заготовок для тиксоформовки.
Технология тиксоштамповки или тиксопрессования из слитков-заготовок с тиксотропной
структурой используется, в основном, в производстве высококачественных фасонных
изделий ответственного назначения, поэтому задача минимизации пористости слитков
имеет важное значение.
В готовом изделии после термообработки по режиму Т6 причиной образования пор могут
быть выделения водорода в процессе затвердевания при литье слитка с перемешиванием
даже при том, что с целью снижения газосодержания расплав на пути к кристаллизатору
продувается аргоном, однако водород не удаляется полностью. Ввиду высокой вязкости
затвердевающего расплава пузырьки газа не могут всплыть и остаются в слитке. Во время
тиксоформовки пузыри завариваются, но в процессе термообработки водород выделяется
и образует поры в готовом изделии.
После проведения экспериментальных исследований на моделях предложена система
удаления водорода, выдедяющегося на стадии охлаждения до образования суспензии
зерен твердого раствора в эвтектике.
Расплав после продувки аргоном подаётся к кристаллизатору по футерованной трубе
диаметром 80 мм.. На определенном расстоянии устанавливается устройство, состоящее
17
из двух узлов – охладителя и простейшего МГД перемешивателя в виде статора обычного
электродвигателя (рис.15). В этом устройстве расплав охлаждается до температуры, на 10
– 150С выше температуры плавления эвтектики, при этом выделятся водород в виде
пузырьков, далее пузырьки газа всплывают в вертикальном нагреваемом стояке, а расплав
после подогрева во избежание полного затвердевания подаётся к кристаллизатору с
двунаправленным перемешиванием, где формируется готовый слиток. На модельной
установке содержание водорода снижалось с 11 до 5.5 см3 .
Рис.16. Схема узла дополнительной дегазации расплава (продувка аргоном не показана).
5. Выводы
1. На основе результатов исследования влияния разнонаправленных магнитных полей на
характер потоков расплава вблизи фронта затвердевания в кристаллизаторе непрерывного
литья слитков разработана конструкция МГД перемешивателя затвердевающего расплава
в двух направлениях и режимы литья и перемешивания, обеспечивающие управляемое
распределение компонентов и структурных составляющих по сечению слитка с
тиксотропной структурой.
2. Разработана конструкция кристаллизатора, предназначенного для использования в
составе оснастки литья слитков с МГД перемешиванием затвердевающего расплава,
18
обеспечивающая минимальные потери напряженности магнитных полей в активной зане
перемешивания расплава.
Выданы рекомендации по параметрам процесса литья и МГД перемешивания,
обеспечивающие минимальные средние значения фактора формы зерна твердого
раствора, оптимальную структуру слитков-заготовок и высокое качество изделий,
получаемых методом тиксоформовки.
3. Разработана программа и аппаратурно-технологический комплекс количественного
анализа структуры алюминиевых сплавов.
4. Разработана и опробована технология дегазации сплава А357 в устройстве, встроенном
в желоб между плавильной печью и кристаллизатором литейной машины непрерывного
литья слитков с тиксотропной структурой.
Список литературы:
1. D.B. Spencer: PhD Thesis, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge,
MA 1971.
2. D. B. Spencer, R. Mehrabian, and M. C. Flemings, “Rheological behavior of Sn-15 pct Pb in
the crystallization range,” Metallurgical Transactions, vol. 3, no. 7, pp. 1925–1932, 1972.
3. J. Dantzig. Process and apparatus having improved efficiency for producing a
semisolid slurry. European Patent 0.069.270 Bl, 1986.
4. Борисов В.Г., Технология получения слитков из алюминиевых сплавов с недендритной
тиксотропной структурой. Металлург, №11, 2008 г., стр. 99-102.
5. Борисов В.Г., Управление структурой и свойствами алюминиевых сплавов в условиях
специальных видов литья, Литейное производство, №7,2000. cтр.38-42.
6. David H. Kirkwood and others, Semi-solid processing of alloys, Heidelberg ; New York :
Springer, 2010. 174 р.
7. Microstructural evolution and rheological behavior in the semi-solid state of a new Al-Si
based alloy. L.Salvo, M.Suery, Y.De Chrentenay and W.Loue. Proceedings of the 4th
International Conference on Semi-Solid Processing of Alloys and Composites, Sheffield, June
1996, P.10-15.
19
Автор
vgborisov
Документ
Категория
Без категории
Просмотров
32
Размер файла
21 156 Кб
Теги
вариант, основной, статья
1/--страниц
Пожаловаться на содержимое документа