close

Вход

Забыли?

вход по аккаунту

?

Zaporizhia

код для вставки
Zaporizhia
Let’s consider the culture as well that wasn’t made by the forces of the Nature.
Looking at Zaporizhia region, we can see overweighing results of material culture
development for 200 past years: the wild steppe
ploughed up to the horizon and turned into
cultivated fields and orchards; dried up rivers
that gave birth to irrigation canals; small villages
and big towns grown up on the points where
ancient nomads’ camps, Cossacks’ farms and
imperial forts were.
В широком понимании, культура – это все, что
создано
не
Природой,
а
человечеством.
Рассматривая
наш
уголок
Божьего
мира
–
Запорожскую
область,
легко
заметить
стремительное развитие материальной культуры за последние 200 лет: распаханные от
горизонта до горизонта степи; укрощенный плотиной Днепр; сотни индустриальных
объектов, Каховское «море»; села, городки и большие города, что выросли га местах
древних кочевых станов, казацких зимовников, имперских крепостей.
There are 19 state museums. The biggest one is the Regional Museum of Local
Lore, History and Economy established in 1921 by an outstanding historian,
archeologist, folklorist and ethnographer Yakiv Novitsky. A quiet street in Zaporizhia
City bears his name. This museum find of more than 1000000 exhibits has a lot of
true uniques. The former Zemstvo Board house (Regional Council in the times of
Russian Empire) and the Museum now, is a fine piece of architecture that’s been put
into the National Register of Monuments of the Culture.
Среди 19 государственных музейных учреждений особенным богатством коллекций
может гордиться Областной краеведческий музей, основанный в декабре 1921 г.
выдающимся
историком,
археологом,
этнографом и фольклористом Яковом
Новицким. Его именем названа тихая
улица в центре города. Фонды музея
насчитывают свыше 1000000 экспонатов,
связанных с регионом, - с древнейших
времен до нынешнего дня. Среди этих
сокровищ немало уникальных. Да и сам
музей удачно расположен в роскошном
здании прежней земской управы, внесенном
в
Реестр
памятников
национального
культурного наследия.
The Regional Museum of Local Lore, History and Economy (1921)
Railroads intensive development in the 19th century brought new architectural
subjects. Katherinivska and Southern railways old stations of Polohy, Berdyansk,
Zaporizhia II, Rozivka, full of light and air due to their high ceilings, have worked as
ever. Capital bridges and flood tunnels accompany the railroads. In 1902-1908 the
famous Kichkas Bridge of cast iron crossed the Dnieper over the Wolf’s Throat
Canyon. D.V. Latta and L.K. Wagnkevich were the designers. Besides constructive
efficiency the Kichkas amazed viewers with its splendid forms. The bridge had
remained as the biggest single-span one in Europe until its end in 1931, when it was
demolished because the Dniproghes dam erection. When reinforced concrete had
become common a capital railroad bridge was constructed in Alexandrovsk over the
Moskovka River in a very complicated relief area. 204 iron-concrete piles were driven
into its southern pier.
Railroad bridge on the Moskovka River built in 1870
Железнодорожный мост над р. Московкой, построен в 1870 г.
В
конце
19
века
–
времени
интенсивного
транспортного
строительства – появляются новые типы сооружений. Станции Южной и
Екатерининской
железных
дорог
отличаются
просторностью
залов,
изобилием воздуха и света. И сегодня исполняют свои функции пассажирские
вокзалы станций Пологи, Бердянск, Розовка, Запорожье II. Вместе с железными
дорогами в крае появились капитальные мосты и множество больших и
малых паводковых тоннелей. В 1902-1908 гг. двухъярусный Кичкасский мост из
литого железа соединил берега Днепра в самом узком месте – Волчьем Горле.
Авторы проекта – Д.В. Латта и Л.К. Валькевич. Мост поражал современников
конструктивной логикой и красотой и оставался самым
большим
однопролетным мостом Европы до 1931 года, когда его пришлось
демонтировать поскольку после возведения Днепрогэса уровень воды на
верхнем бьефе плотины поднялся бы до железнодорожного полотна.
Использование нового для того времени материала – железобетона – позволило
перебросить железнодорожный мост и через Мокрую Московку в очень сложном
по своему обрывистому рельефу месте. Основание южного устоя этого
параболического моста покоится на 204 железобетонных сваях.
.
Katherine II Railroad station built in 1902
Екатерининский вокзал, построен в 1902 г.
Apartment houses (доходные дома)
Leshinskiy’s house (1901)
Дом Лещинского (1901)
Alexandrovsk in the 1910s Grand Moscow Hotel
Александровск в 1910х Большая Московская гостиница
A.Minayev’s ternantry house gateway, arch. I.Buchinsky, 1908
Ворота доходного дома А.Минаева, архитектор И.И.Бучинский.1908
SCHOOL BUILDINGS
Архитектура школьных учреждений
Municipal authorities used to build various schools. Many of them have worked in
modern educational system as yet.
Alexandrovsk had a fine ensemble where clever adoption from historical styles
flourished. Girls’ (1903) and Boys’ (1910) classical schools, a School of Commerce (arch.
D.K. Ghissen), a Mechanical and Technical vocational school (1900, arch.R.R. Marfled) along
Dniprovska Street (Lepik St. now). Some were damaged in wartimes, but today Classical and
Technical Universities of Zaporizhia share these good old buildings, which have classrooms,
halls and auditoria full of light and air.
On September 17, 1903 Alexandrovsk people greeted the opening of a unique
farmstead-school for deaf and dumb children. F.S. Pikutovsky designed and built this
architecturally integral complex in the nearby Woznesenivka village. There was a school, a
hostel, a hospital, a church, classrooms and workshops where pupils were taught
agriculture and trade. The early 20-th century gave fine buildings belonging to German
version of Arts Nuovo – Jugendstyle. There are two schools, a hospital and a kindergarten in
the Khortitsa-Rosentabl colony. The kindergarten is called the Wahlman Castle by the
builder-owner name and due to its fabulous features. Having four unlike facades this
beautiful building is cleverly positioned on a steep hillside, so it resembles a Rhine castle.
Alexandrovsk commercial school. 1901
Александровское коммерческое училище. 1901 год.
Alexandrovsk. A kindergarten
F.S.Pikutovsky in 1903
Александровск. Детский
Ф.С.Пикутовский в 1903 году.
сад
at
the
farm-school
школы-хутора
for
mutes
глухонемых.
built
by
Архитектор
Alexandrovsk. Men’s classical school built in 1910.
Александровск. Мужская гимназия. 1910 г.
Alexandrovsk. Women’s classical school in 1903.
Александровск. Женская гимназия. 1903 год.
Во многих школах, училищах и гимназиях, построенных земскими и городскими управами
в 19-20 веках, по-прежнему находятся учебные заведения. В Александровске на улице Днепровской
(Леппика), на пересечении с ул. Жуковского и Гоголя, возник комплекс средних учебных заведений:
женская гимназия (1903), коммерческое училище (строитель-архитектор Д.К.Тиссен), механикотехническое училище (1900, фасады – архитектор Р.Р. Марфельд, конструкции – инженер Гинце,
строитель – земский инженер И.И. Бучинский). Коммерческое училище было уничтожено во время
Великой Отечественной войны. Мужская гимназия (1910 г., строитель – гражданский инженер
М.Н.Кондратьев) в стиле модерн утратила цельность в результате послевоенной реконструкции.
Все здания имели продуманную планировку – большие рекреации и аудитории, специальные
кабинеты и мастерские, поэтому и сейчас они используются запорожскими университетами.
17 сентября 1903 года открылась уникальная Александровская школа-хутор для глухонемых
детей Екатеринославской губернии. Городская дума бесплатно выделила 10 десятин земли на
окраине города неподалеку от села Вознесенка, где Ф.С.Пикутовский построил школу, общежитие с
домовой церковью, больницу, хозяйственные помещения для обучения детей ремесла и сельскому
хозяйству.
Среди уникальных памятников – школы для мальчиков и девочек и «замок Вальмана»,
задуманный как детский сад. Они были построены в 1895-1912 гг. в меннонитской колонии
Хортица – Розенталь.«Замок Вальмана» исполнен в «югендстиле», немецкой разновидности модерна.
Хотя замена черепичной кровли шифером нанесла ущерб изяществу силуэта здания, оно попрежнему поражает неповторимостью каждого из четырех фасадов и удачным расположением на
рельефе крутого косогора.
MEDICAL BUILDINGS
Архитектура медицинских учреждений
Across the road of Wahlman Castle there is a Mennonite hospital complex of cosy redbrick
houses built in 1909-1912 by Zemstvo and local industrialists for neighborhood workers and
farmers medication. The central clinic of Zaporizky rural district works in this premises now. The
Alexandrovsk town municipal clinic (Regional Children’s hospital now) was erected in 1914-1915.
An architect used modest means to achieve aesthetically wonderful results. Heinrich Behr private
clinic (1912) – a maternity home №1 now – is an excellent example of a Modern style building with
its fancy marquee-like roof.
Невдалеке от «замка Вальмана» находится бывшая меннонитская больница. Комплекс
одноэтажных корпусов был построен в 1909-1912 гг. на средства местных заводчиков и земства для
обслуживания крестьян и рабочих из ближайших колоний. Сейчас тут Центральная больница
Запорожского района. В 1914-1915 гг. на углу Соборной и Днепровской возведена трехэтажная
Александровская земская больница (теперь областная детская). Мягкое закругление ее угловой
части, выступы-ризалиты, акцентированные треугольными фронтонами, ритм больших окон
придают зданию монументальность. Поверхность кирпичных стен украшает лепнина: гирлянды,
вазы с цветами и фруктами, младенцы-путти.
Частная лечебница Генриха Бэра в стиле модерн (сейчас роддом №1) выстроена в 1912 г. на
углу Покровской и Николаевской улиц. Украшение здания – шатровая крыша, акцентирующая ее
угол.
Alexandrovsk municipal clinic built by engineer Y.K.Delant in 1913-1915
Александровская земская больница. Построена в 1913-1915 гг. инженером Я.К. Делантом
Zaporizhia. The former Henrich Behr’s clinic built in 1912.
Запорожье. Бывшая лечебница Генриха Бэра. Построена в 1912г.
Sanatoria and convenient mud-baths spas appeared in this
region in 1902.
It is hard to believe that a very popular sanatorium existed
since 1904 right in the heart of the today industrial centre of
Zaporizhia City. Named Alexandrabad it was on the Dnieper left
bank, where the riverport docks were at present days. This
climatic
sanatorium
was submerged as well
as Kichkas Bridge was. Smooth progress of the
architecture was aborted with the Revolution in 1917.
В это время появляются оздоровительные учреждения
нового типа – санатории и водогрязелечебницы.
В 1904 году в семи верстах от Александровска, на
левом берегу Днепра неподалеку от Кичкасского моста,
открылся санаторий «Александрабад». Трудно поверить,
что на месте порта, вблизи сегодняшней промышленной
зоны, процветал знаменитый климатический курорт.
Санаторий «Александрабад» затопили одновременно с Кичкасским мостом.
Эволюционный процесс развития архитектуры был прерван революцией и Гражданской
войной.
Автор
arianneo
Документ
Категория
Образование
Просмотров
11
Размер файла
4 472 Кб
Теги
zaporizhia
1/--страниц
Пожаловаться на содержимое документа