Глубокие генеративные конкурентные нейронные сети для малых органических молекулярных структур

Общая характеристика работы
Актуальность темы. Разработка лекарственных молекул исторически основана на трех важнейших научных дисциплинах: компьютерном моделировании (виртуальный скрининг, ВС), комбинаторном органическом синтезе (КС) и
высокопроизводительном биологическом скрининге (ВБС). Применение этих
технологий привело к разработке значительного числа новых структурно разнообразных лекарственных молекул, многие из которых были выпущены на
мировой фармацевтические рынок.
При помощи различных методов виртуального скрининга, в частности, генетических алгоритмов, еще до стадии непосредственного синтеза прогнозируется ряд важных характеристик малых органических молекулярных структур (в
дальнейшем – молекулярных структур), включая наиболее вероятный механизм
действия (биологическая мишень, как правило, белок), активность, селективность, фармакокинетический профиль, токсичность, стабильность и синтетическая доступность. В результате структуры уже известных или синтетически доступных молекул профилируются по указанным свойствам, что позволяет специалистам осуществлять их рациональный отбор. Активность отобранных молекул оценивается при помощи методов ВБС в биохимических и клеточных
массивах. Структура наиболее активных соединений (молекула-хит) модифицируется с целью усиления активности, селективности, растворимости и снижения возможных побочных эффектов. Итерационно молекула-хит трансформируется в лидирующую молекулу, которая исследуется в серии доклинических испытаний.
Указанные стадии разработки требуют существенных финансовых и временных затрат и не всегда приводят к успеху. С учетом того, что химическое
пространство всех возможных органических синтетически доступных лекарственно-подобных молекул включает огромное число структур, обход и оценка
такого пространства методами ВС, включая генетические алгоритмы, являются
вычислительно трудными задачами. Существенный недостаток методов, основанных на генетических алгоритмах – ручная спецификация эвристик мутации
и скрещивания, при которой возникает риск их неправильного задания. Кроме
того, будучи экспертно-зависимыми методами, перенос генетических алгоритмов на новые задачи потребовал бы привлечения дополнительных экспертных
знаний. Также стоит отметить, что многие разрабатываемые молекулы могут
подпадать под действие существующих патентов и, тем самым, не будут удовлетворять критериям новизны.
Для устранения недостатков, связанных с использованием генетических
алгоритмов, в последнее время начали применяться глубокие нейронные сети
для генерации молекулярных соединений, что является областью дальнейших
перспективных исследований.
Степень разработанности темы. Применением нейронных сетей в этой
области занимались такие ученые, как, например, R. Gómez-Bombarelli1,
M. Olivecrona2, M. Popova3, A. Gupta4.
Разрабатываемые модели нейронных сетей можно разделить по типу представления молекулярных структур: строка, бинарный вектор, молекулярный
граф и трехмерная электронная карта плотности. В силу того, что работа с графами и трехмерными структурами вычислительно долгий процесс, а бинарный
вектор может соответствовать разным молекулам, наиболее эффективным
представлением молекулярных структур является строковое представление в
формате Simplified Molecular Input Line Entry System (SMILES).
При таком представлении молекулярная структура записывается как последовательность символов атомов и связей между ними, при этом строка взаимно-однозначно соответствует молекуле, которую кодирует. Однако может
возникнуть ситуация, в которой строка корректна с точки зрения синтаксиса
грамматики SMILES, но не является семантически валидной – не соответствует
какой-либо существующей в природе молекуле.
При таком молекулярном представлении задача генерации новых молекулярных структур разбивается на два этапа. На первом – происходит сбор, обработка и приведение в строковый формат тренировочных молекулярных соединений. На втором этапе осуществляется обучение какой-либо модели генеративной нейронной сети на тренировочных молекулярных структурах. Впоследствии обученную модель можно использовать, чтобы генерировать новые молекулярных структуры.
В литературе существуют различные типы генеративных нейронных сетей,
однако одними из наиболее популярных и лучших с точки зрения качества генерируемых объектов рассматриваемого класса являются генеративные конкурентные нейронные сети (generative adversarial network, GAN)5. GAN реализуют парадигму конкурентного обучения, которая основывается на игре между
двумя игроками – генератором и дискриминатором, каждый из которых является нейронной сетью. Генератор генерирует объекты, его задача состоит в том,
чтобы обмануть дискриминатор. Последний, в свою очередь, принимая объекты, решает, являются ли они реальными (из тренировочной выборки) или сгенерированными генератором. Таким образом, генератор и дискриминатор образуют минимаксную игру, в которой теоретически достигается равновесие Нэша
Gómez-Bombarelli R. et al. Automatic chemical design using a data-driven continuous representation of molecules // ACS central science. — 2018. — Vol. 4, no. 2. — P. 268-276.
Olivecrona M. et al. Molecular de-novo design through deep reinforcement learning // Journal of cheminformatics. — 2017. — Vol. 9, no. 1. — P. 48.
Popova M., Isayev O., Tropsha A. Deep reinforcement learning for de novo drug design // Science advances.
— 2018.
Gupta A. et al. Generative recurrent networks for de novo drug design // Molecular informatics. — 2018.
—Vol. 37, no. 1-2. — P. 1700111.
Goodfellow I. et al. Generative adversarial nets // Advances in neural information processing systems. — 2014.
— P. 2672-2680.
и благодаря совместному обучению, генератор начинает порождать все более и
более реалистичные объекты.
Целью работы является разработка и экспериментальная оценка набора
эффективных архитектур глубоких генеративных конкурентных нейронных сетей и алгоритмов их обучения для генерации малых органических молекулярных структур с заданными свойствами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать и реализовать архитектуры глубоких конкурентных нейронных сетей для программных систем генерации молекулярных структур с
заданными свойствами.
2. Провести вычислительные эксперименты для оценки эффективности
предложенных глубоких генеративных конкурентных нейронных сетей
для рассматриваемого класса задач.
Положения, выносимые на защиту:
1. Разработана архитектура RANC (Reinforced Adversarial Neural Computer)
глубокой конкурентной нейронной сети для программной системы генерации малых органических молекулярных структур с заданными свойствами. Показано, что она позволяет генерировать более качественные
молекулярные соединения по сравнению конкурентом – нейронной сетью
с архитектурой ORGANIC (Objective Reinforced Generative Adversarial
Network for Inverse Chemical Design).
2. Разработана архитектура ATNC (Adversarial Threshold Neural Computer)
глубокой конкурентной нейронной сети для программной системы генерации малых органических молекулярных структур с заданными свойствами на основе архитектуры RANC c добавлением специального блока,
который фильтрует недостаточно качественные молекулярные соединения уже на этапе генерации. Показано, что она позволяет генерировать
более качественные молекулярные соединения по сравнению с программными системами RANC.
3. Разработана архитектура RSAAE (Reinforced Seq2Seq Adversarial Autoencoder) глубокой конкурентной нейронной сети для программной системы
генерации малых органических молекулярных структур с заданными
свойствами на основе архитектуры RANC с добавлением специального
блока, который обеспечивает повышение процента генерации семантически валидных строк (молекул). Показано, что в экспериментах с предобучением (выполняется на больших выборках) и дальнейшим дообучением
(выполняется на небольших выборках) RSAAE эффективнее RANC и
ATNC, а в экспериментах только на небольших выборках ATNC эффективнее RANC и ATNC.
Научная новизна. Предложены архитектуры нейронных сетей для проектирования программных систем генерации малых органических молекулярных
структур с заданными свойствами. Эти архитектуры позволили генерировать
более качественные молекулярные соединения по сравнению с программной
системой ORGANIC (разработанной в Гарвардском университете), что, в частности, подтверждается тем, что ее авторы стали соавторами диссертанта.
Достоверность научных положений, экспериментальных результатов, выводов и практических рекомендаций, полученных в диссертации, обеспечивается корректным обоснованием постановок задач, формулировкой критериев
оценки, а также результатами вычислительных экспериментов.
Методология диссертационного исследования базируется на конкурентном обучении двух нейронных сетей (генератора и дискриминатора), реализуемом в виде поиска равновесия Нэша в минимаксной игре, а также на обучении с
подкреплением, реализуемом в виде максимизации функции награды генератора.
Методы, используемые в диссертационном исследовании, связаны с глубоким машинным обучением, теорией вероятности, математической статистикой, дискретной математикой и объектно-ориентированным программированием.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке новых эффективных архитектур нейронных сетей для генерации молекулярных соединений,
объединяющих парадигмы конкурентного обучения и обучения с подкреплением.
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые
архитектуры глубоких генеративных конкурентных нейронных сетей позволяют порождать качественные молекулярные соединения с заданными свойствами под конкретный белок-мишень или класс мишеней.
Внедрение результатов работы. Предложенные программные системы на
основе глубоких генеративных конкурентных нейронных сетей применяются в
компании ООО «Инсилико» (Москва) для генерации новых молекулярных
структур, что подтверждается актом о внедрения. Результаты диссертации
нашли применение в Университете ИТМО при выполнении работ по теме
№ 617041 «Автоматизированный анализ пространства химических превращений для предсказательного моделирования каталитических процессов», выполняемых из средств Университета ИТМО, что подтверждается соответствующим
актом.
Апробация результатов работы. Основные результаты диссертационной
работы докладывались на следующих научных и научно-практических конференциях: XIX Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям (SCM’16). 2016, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПб; International Symposium on Innovations in Intelligent Systems and Applications (INISTA’16). 2016, Синая, Румыния; XX Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям
(SCM’17). 2017, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПб; Научная и учебно-методическая
конференция Университета ИТМО. 2017, Университет ИТМО, СПб; Научная и
учебно-методическая конференция Университета ИТМО. 2018, Университет
ИТМО, СПб; XXI Международная конференция по мягким вычислениям и изме-
рениям (SCM’18). 2018, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», СПб; The 18th EPIA Conference on
Artificial Intelligence (EPIA'17). 2017, Порту, Португалия; The 27th International
Conference on Artificial Neural Networks (ICANN'18). 2018, Родос, Греция.
Личный вклад автора. Идеи, формализация, разработка и реализация архитектур, предлагаемых в работе глубоких генеративных конкурентных
нейронных сетей, а также алгоритмов их обучения принадлежат лично автору.
Проведение вычислительных экспериментов выполнены автором совместно с
Арипом Асадулаевым.
В работах, выполненных в соавторстве, Жаворонковым А.А., Шалыто
А. А., Алипером А.М. и Aspuru-Guzik A. осуществлена постановка задачи исследования, Иваненковым Я.А., Аладинским В.А., Аладинской А.В., Vanhaelen
Q. и Sanchez- Lengeling B. выполнена химическая интерпретация сгенерированных молекулярных структур.
Публикации по теме диссертации. Основные результаты по теме диссертации изложены в четырех публикациях, две из которых изданы в журналах из
списка ВАК, две – в изданиях, индексируемых в международных базах цитирования Web of Science и Scopus.
Участие в научно-исследовательских работах. Результаты диссертации
использовались при выполнении НИР «Автоматизированный анализ пространства химических превращений для предсказательного моделирования каталитических процессов» (2017-2018 гг., тема № 617041, средства Университета
ИТМО).
Структура диссертации. Диссертация изложена на 134 страницах и состоит из введения, пяти глав и заключения. Список источников содержит 176
наименований. Работа проиллюстрирована 20 рисунками и 14 таблицами.
Содержание работы
Во введении обосновывается актуальность, формулируются цель работы и
положения, выносимые на защиту, приводятся значимость, научная новизна и
общее содержание работы.
Первая глава посвящена обзору предметной области – современному
процессу разработки лекарственных молекулярных соединений, его вычислительным методам и результатам существующих исследований по генерации
малых органических молекулярных соединений. Кроме того, в главе приведены
основные понятия и определения глубокого машинного обучения, а также изложены ключевые модели, методы и алгоритмы, необходимые для описания
предлагаемых в диссертации архитектур нейронных сетей.
Сначала описывается современный процесс разработки новых лекарственных молекул (драг-дизайн) и рассматриваются его основные стадии. После этого дается обзор различных вычислительных методов в драг-дизайне, включая
генетические алгоритмы.
Далее вводятся основные определения, понятия и задачи глубокого машинного обучения. В частности, дается вероятностная постановка задачи обу-
чения без учителя с точки зрения принципа максимального правдоподобия
(Maximum Likelihood Estimation, MLE).
Так, рассматривается тренировочное множество из  объектов  = {& }*
&() ,
независимо выбираемых из реального, но неизвестного распределения данных
,-.- (). Задача заключается в аппроксимации ,-.- () посредством генеративной модели 2 из параметрического модельного распределения вероятности
34,56 (;  ). Так как объекты в  независимы и одинаково распределены, то:
,-.- () = ∏*
&() ,-.- (& ). Для решения задачи определяется функция правдоподобия L(,  ) = ∏*
&() 34,56 (& ;  ) и согласно принципу MLE необходимо
∗
найти параметр  при котором L(,  ) от тренировочных данных будет максимальна. Тогда, оценка максимально правдоподобия может быть получена как:
 ∗ = argmax ΕC~EFGHIH (C) log 34,56 (& ;  ) , где ̂,-.- ( ) эмпирическое распреде2
ление тренировочных данных.
Далее в главе вводятся ключевые понятия и определения обучения с подкреплением (Reinforcement Learning, RL), такие как: марковский процесс принятия решений, уравнение Беллмана. Так, RL-парадигма определяет агента, который совершает действия в среде подкрепления и получает от нее вознаграждения. Соответственно RL-задача определяется как нахождение стратегии агента,
при которой его вознаграждение будет максимальным. В качестве ее решения
приводится наиболее популярный метод обучения агентов, представленных в
виде нейронных сетей – метод градиентного поиска стратегии (policy gradient).
После этого рассматриваются основные архитектуры нейронных сетей такие, как: многослойный персептрон, автоэнкодер, сверточные и рекуррентные
нейронные сети. Кроме того, подробно описывается алгоритм обратного распространения ошибки, позволяющий посредством применения градиентного
спуска эффективно обучать нейронные сети.
Затем приводится формальное описание GAN и рассматриваются различные метрики оценки генеративных нейронных сетей и генерируемых ими объектов, такие как: Fréchet ChemNet Distance (FCD), точность (Precision) и полнота (Recall), где FCD измеряет близость двух распределений в пространстве молекул, Precision измеряет общее качество генерации, а Recall измеряет насколько хорошо по модам распределений сгенерированные молекулы покрывают
тренировочные молекулярные структуры.
После этого приводится обзор современных работ, посвященных генерации малых органических молекулярных структур на основе глубоких генеративных нейронных сетей.
В конце главы на основании проведенного обзора формулируются цель и
задачи диссертационного исследования.
Во второй главе предлагается архитектура RANC (Reinforced Adversarial
Neural Computer) глубокой конкурентной нейронной сети для программной системы генерации малых органических молекулярных структур с заданными
свойствами, приводятся ее схема, а также алгоритм обучения нейронной сети
на основе такой архитектуры. Кроме того, приводятся результаты вычисли-
тельных экспериментов и сравнительного анализа генерируемых RANC и ORGANIC молекулярных структур.
Так, архитектура RANC (рисунок 1), состоит из генератора 2 и дискриминатора N . Генератор порождает SMILES-строки ):Q = () , … , Q ) из набора
молекул X, где & символ из алфавита SMILES,  максимальная длина строки.
При этом генератор q является RL-агентом, который взаимодействует со средой, которой является дискриминатор N и объектная функция награды , которая задается пользователем и определяет свойства генерируемых молекул. На
каждой итерации генерации SMILES-строки, генератор q по своему состоянию
(текущая сгенерированная последовательность ):& ) осуществляет действие –
выбор следующего символа из алфавита SMILES, который необходимо добавить к уже сгенерированной последовательности ):& . Когда молекулярная последовательность достигает терминального символа или максимальной длины,
она оценивается средой. Таким образом, цель генератора q заключается в том,
чтобы одновременно обмануть дискриминатор N и максимизировать целевую
функцию вознаграждения :  (q) = ∑]^ ∈` q () |[) ∗  ([, ) ), где  функция
действие-награда, [ и ) первичное состояние и первое действие q , соответственно.
Рисунок 1 – Схема архитектуры RANC
Отличительной особенностью RANC от ORGANIC является использование
специальной глубокой рекуррентной нейронной сети с внешним блоком памяти
в качестве генератора. Данная замена позволяет RANC генерировать гораздо
более длинные и сложные последовательности ):Q . За счет этого решается проблема совершенного дискриминатора ORGANIC и генерируются более качественные молекулы. После MLE предобучения, генератор q создает отрицательные образцы для предобучения дискриминатора N :
min g`~iGHIH(`) jlogDN ()l + `~in
N
q
∇N J() = d
min g`̇~iGHIH (`̇) jlogDNẏzl + `̇~in
N
q
(`) jlog(1
− N ())lq , ℎ <
̇
(`̇ ) jlog(1 − N y z)lq , ℎ ≥
,
где параметр  контролирует, сколько эпох дискриминатор N обучается только на валидных строках ̇ . Так как дискриминатор может различать только
полностью сгенерированные последовательности, для не полностью сгенериро•
ванных строк  раз применяется поиск по методу Монте-Карло  ~2 ():Q
;  ):
) *
• ) •
•
∑ ():Q
, ):Q ∈  ~2 ():Q
; ) ,  <
 ( = ):.€),  = . ) = ‚* •()
,
• )
(
 ):Q ,  =
где  является суммарным вознаграждением генератора и определяется как
сумма выхода дискриминатора N и функции награды , где вклад каждого
компонента в сумму регулируется параметром λ:
 ():Q ) =  ∙ N ():Q ) + (1 − ) ∙  ():Q ).
Наконец, параметры q генератора q можно получить, используя метод
policy gradient:
Q
∇2 ( ) ≃ ‰ ]I ~~Š y]I‹`^:IŒ^)z j∇2 log 2 y. ‹):.€))z ∙ y):.€),]I zl.

.()
Так как математическое ожидание  [∙] может быть аппроксимировано различными методами семплирования, то обновление параметров  можно осуществлять через стохастический градиентный спуск:  ←  + ‘ ∇2 ( ), где ‘
скорость обучения на эпохе обучения ℎ.
В конце главы приводятся вычислительные эксперименты для оценки эффективности нейронной сети на основе архитектуры RANC, включающие анализ математических метрик и проведение сравнительного анализа генерируемых молекулярных структур архитектурами RANC и ORGANIC.
На рисунке 2 показаны значения метрики FCD для нейронных сетей на основе архитектур RANC и ORGANIC, обученных на двух наборах данных Drugs
и CD (каждый из которых состоял из 15 тысяч тренировочных молекул), а также распределения длин (length) сгенерированных ими SMILES-строк.
Рисунок 2 – Значения метрики FCD и распределения длин сгенерированных
молекул нейронными сетями на основе архитектур RANC и ORGANIC
Как следует из рисунка 2, RANC превосходит ORGANIC – распределения
длин тренировочных SMILES-строк и строк, сгенерированных генератором
RANC, совпадают, в то время как генератор ORGANIC порождает строки почти
в два раза короче, чем в наборах CD и Drugs. Кроме того, значения FCD на тренировочных наборах у RANC почти в два раза меньше, чем у ORGANIC.
В третьей главе предлагается архитектура ATNC (Adversarial Threshold
свойствами на основе архитектуры RANC, приводятся ее схема, а также алгоритм обучения нейронной сети на основе архитектуры ATNC. Также приводятся результаты вычислительных экспериментов и сравнительного анализа генерируемых ATNC и ORGANIC молекулярных структур.
Так, архитектура ATNC (рисунок 3) добавляет в RANC специальный блок
AT (Adversarial Threshold), который находится между генератором 2 и дискриминатором N , и является копией последнего, которая отстает от исходного
дискриминатора N на заданное число тренировочных эпох .
Рисунок 3 – Схема архитектуры ATNC
Блок AT воплощает идею парадигмы модельно-зависимого обучения с
подкреплением (model-based RL) – добавляет в архитектуру RANC способность
симулировать окружающую среду. Такая симуляция среды подкрепления позволяет нейронной сети на основе архитектуры ATNC отсеивать или фильтровать сгенерированные генератором 2 молекулы до их реальной оценки средой.
Обучение нейронной сети с такой архитектурой происходит следующим
образом. На каждой эпохе обучения генератор 2 генерирует  (размер партии
генератора) SMILES-строк (молекулярных структур). Затем AT-блок отбирает
молекулы, которые наиболее точно соответствуют тренировочным молекулярным структурам. Если число выбранных молекул меньше  (размер партии дискриминатора), то генератор 2 снова генерирует новые  молекул. Этот процесс повторяется до тех пор, пока число выбранных AT-блоком молекул не будет равно .
Таким образом, на каждой итерации обучения нейронной сети AT-блок